Разговор чешских журналистов с Йозефом Кабаном относительно новой Фабии а так же Суперба и Румстера

Такая карьера как у шеф-дизайнера компании Шкода Йозефа Кабана – это мечта каждого здравомыслящего человека. Этому человеку исполнился всего 41 год, но его уже знают очень многие автолюбители, да и не только. После окончания Лондонского Королевского колледжа искусств, он пришел на работу в компанию Volkswagen и там буквально сразу начал помогать в разработке таких автомобилей как Лупо, Сеат Ароза и даже Бугатти Veyron. А начиная с 1 февраля далекого 2008 года он занял должность главного дизайнера в чешской автомобильной марке Skoda и по сей день там и работает.

Когда проходила международная премьера обновленного хетчбека Шкода Фабия в Лиссабоне, журналистам чешского портала Auto(точка)cz посчастливилось взять интервью у Кабана и детально расспросить о представленной новинке Fabia, а так же планах на будущие разработки в виде обновленного Шкода Румстер, Суперб и большого внедорожника. Вашему вниманию предлагается перевод этого интервью с чешского языка.

— В каком кузове, универсал или маленький хетчбек, новая Фабия Вам больше по душе?

— Это очень сложный вопрос. Во втором поколении этой модели, для меня ближе был хетчбек, так как универсал являлся более практичным, чем внешне красивым. А теперь выбор намного сложнее осуществить, так как версия Фабии в кузове Combi стала гораздо красивее и изящнее. Она получила отличные пропорции, в отличии от хетчбека, который имеет провокационно-нервозный вид. Исходя из этого новая Фабия универсал мне больше нравится.

Может ли окрас кузова повлиять на впечатление об автомобиле?

— Однозначно, так как от разнообразия различных сочетаний цветов в основном окрасе кузова очень многое зависит. Взять, к примеру, сочетания черного цвета с желтым – они будут элегантно выглядеть, если серебристый совместить с красным – получится авангардный вид, ну а если вместо красного к серому добавить черный – автомобиль станет экстравагантным. Самым удачным, лично для меня, является версия Фабии в кузове универсал белого цвета, на которой четко видно кривые линии и большие площадки.

— Оба варианта кузова новой Fabia разрабатывались совместно, или сперва хетчбек, а потом уже основываясь на него универсал?

— В отличии от старшей сестры Октавии, у которой универсал появился гораздо позже после выхода лифтбека, кузов универсал для Фабии разрабатывался почти совместно с хетчбеком, но основные идеи шли на короткую версию. А после того как был прорисован кузов универсал, даже некоторые идеи с него были внесены обратно в хетчбек.

— Можете ли Вы назвать процентные доли в работе над хетчбеком и универсалом?

— Эти работы почти равны, только небольшая разница во временных отрезках их отличает. Мы начали с хэтчбека, который определил основные формы будущей Fabia. На нем мы попробовали различные варианты, но довольно скоро мы взялись за универсал, так как он мог стать очень похожим на Rapid Spaceback. Только после окончательного утверждения кузова универсал, нам стало ясно, что хэтчбек был разработан правильно. Второму поколению Fabia Combi пришлось пережить много компромиссов, и поэтому он выглядел очень узким и высоким, а для некоторых клиентов это было принципиально.

— В конце-концов новая Фабия получила такой вид как Вы от неё ожидали?

— Изначально мы хотели автомобиль менее выразительный, но на конечный результат весьма существенно повлияло две вещи: во-первых, мы должны понимать, что в модельном ряду, Fabia станет конкурировать с Skoda Citigo и Rapid Spaceback по своей внешности, поэтому её нужно было сделать яркой. А во-вторых: Председатель Винфрид Фаланд хотел новую Fabia в стиле раллийной S2000, которая бы уже из-под колес показала свою силу. Ну а его мнение игнорировать мы не имеем права.

— Не получились ли передние фары слишком большого размера?

— Да, пропорциональное увеличение было сделано, но для маленьких автомобилей это только на руку. Во-первых, необходимо, чтобы автомобиль действительно красиво смотрелся, а во-вторых, еще и имел хороший свет. Противоположная ситуация сложилась с задними фонарями, которые были уменьшены. В начальных чертежах они имели еще меньшие размеры, но мы все же сохранили C-форму и увеличили до возможных размеров с точки зрения аэродинамики.

— При создании дизайна новинки Вам выдвигались какие-то требования от руководства компании?

— Как я уже упоминал, нам была поставлена задача сделать новый дизайн отличный от своих предшественниц, а так же новая Фабия должна быть похожей на S2000, которая в свою очередь выступала фундаментальной в плане пропорциональности по сравнению со вторым поколением Фабии. Некоторые сознательно увеличенные элементы придают автомобилю гораздо более игривый характер.

— Новая гамма цветовых оттенков как будто полностью изменила характер новой Фабии, не так ли?

— Да, вы правы, благодаря тому, что для новой Fabia предлагается много вариантов окраса, это делает её своего рода хамелеоном. Совершенно разные машины можно получить в одном и том же цвете, благодаря добавлению панорамной крыши. Разнообразие комбинаций становится большой проблемой, особенно для молодых клиентов. Мы не хотим иметь ужасно большой спектр возможных вариантов окраса, потому что это сделает проблематичным выбор для множества клиентов. Всего будет около 100 вариантов.

— А вот антенна, которая смонтирована на крыше, не портит весь вид?

— Конечно, это может меня беспокоить, ведь я как дизайнер стараюсь достичь гармонии во внешности автомобиля. Но с другой стороны, любое устанавливаемое оборудование на автомобили нашей марки вполне элегантно сочетается с дизайном и выглядит элегантно. Мы могли сделать антенну встроенной, но это негативно сказалось бы на качестве приема сигнала радиостанций, что является более важным для любого пользователя, нежели внешность авто. Поэтому мы пошли на компромисс, поставив антенну на крышу, но при этом сделав её под стать авто.

— В каком положении Млада Болеславский автопроизводитель находится сейчас?

— Škoda Auto в настоящее время в отличной форме, это доказывается новой Fabia, и будет еще более выраженным следующей весной в Женеве, где будет презентовано третье поколение Superb. Этот автомобиль является флагманом марки Škoda, и с его обновлением мы должны, гораздо более уверенно, закрепится на рынке. Skoda меняется и выходит из своей исторической тени, в то время как техническая часть автомобилей была и всегда останется на высоте.

— Ваши руки как-то связаны ограничениями концерна или нет?

— Мы не делаем ничего на волю случая, в концерне все наши шаги и стратегии глубоко обсуждаются. Особенно это касается различных систем и способов, которые мы используем. Дизайнеры брендов внутри концерна собираются и обсуждают свои шаги вперед. Это не легко, и в некоторой степени напоминает брак. Иногда некоторые очень сильно спорят, но для светлого будущего нам необходимо идти на разного рода компромиссы. Skoda имеет в этом направлении четкую рациональную основу. Благодаря сотрудничеству, новая Fabia получила возможность использовать современные технологии, такие как MirrorLink и SmartGate, которые начинают играть все более важную роль, особенно для современного молодого поколения людей.

— Если бы у Вас появилась возможность для выбора работы на новый бренд в концерне, то какой бы Вы выбрали?

— Очевидно, что это была бы Шкода. Каждый из нас, дизайнеров, имеет свободное поле для действий в рамках концерна, которое сумел завоевать. Я не хочу что бы моя фраза показалась дешевая, но для меня это действительно большая честь работать для Škoda Auto.

— Создавая дизайн новой Фабии, нужно было вносить какие-то правки в связи с требованиями инженеров?

— Некоторые элементы не так-то легко примирить с дизайном, к примеру место для жилета под сиденьем. Стандартными сейчас являются отсеки под большие бутылки спереди, но их также получилось разместить сзади, это большой плюс для Fabia. Ну а вцелом совмещение эргономики и оригинальных дизайнерских решений иногда довольно трудная работа, поэтому инженеры, как правило, бескомпромиссны.

— Как часто на Ваши творческие решения влияют нижестоящие производственные процессы?

— Это происходит часто. Но такого плана «столкновения» неизбежны даже для высоко стоящих брендов. Каждый бренд имеет свои собственные решения и ожидания от них, соответственно отсюда вытекают и разные приоритеты. Fabia использует передовые технологии, но что бы снизить её стоимость, было ясно, что нужно будет идти на компромисс. И это произошло, например, мы использовали более дешевые материалы для отделки салона. Так же мы столкнулись со снаряженной массой, которая не должна была превысить одной тысячи килограммов, и эта задача была не из легких.

— Как будет выглядеть новый Шкода Румстер?

— Новый Roomster изменится кардинально и не секрет то, что в отношении переработки его внешности мы сотрудничаем с Volkswagen. Там нам оказывает помощь Экхард Шольц, который ранее занимал должность главы отдела технического развития Skoda. Roomster разрабатывается на основе VW Caddy. Поверьте, Roomster получит хорошего наследника, и на рынке должен появиться в конце следующего года.

А как насчет компактных MPV, или Шкода будет выпускать Фабию в обновленных вариантах?

— Пока что в планах малые MPV не фигурируют. А по поводу Фабии, то на её дальнейшее развитие будет в первую очередь влиять популярность и продажи.

— Какова была жизнь Фабии второго поколения?

— У второго поколения Fabia должна была быть другая судьба. В планах было создать тандем из хэтчбека Фабия и компактвэна Roomster, который должен был стать доминирующим на рынке. Вро де все сначала получалось, но вскоре стало ясно, что Roomster понравился совершенно другой клиентуре, чем первоначально ожидалось, и поэтому пришлось в скорых темпах разрабатывать и выпускать Фабию в универсале. Но покуда создание его основывалось на хетчбеке, а не проводилось с «чистого листа», он и стал немного диспропорциональным.

— Существует ли сегмент авторынка, который Škoda Auto серьезно рассматривает и жалеет, что пока не участвует в нем?

— Мы будем продолжать делать «чистые» классы автомобилей, хотя на данный момент очень популярными являются авто смешанных классов. У нас есть подобные автомобили, это известная спортивная версия RS или более роскошный Laurin & Klement, или вседорожный Scout. Это тот, путь, по которому мы хотим идти, и производить что-либо между соответствующими сегментами пока не планируется. Тем не менее, не секрет, что мы хотим сделать большой внедорожник и войти в этот класс.

Вы сказали, что обновленный Superb будет показан весной 2015 года в Женеве. Мы увидим, обе версии обновленного автомобиля как седан так и универсал, или последний будет показан позже во Франкфурте?

— Демонстрация Škoda Superb будет большим и важным событием. Это вопрос времени, который покажет, сможем ли мы запустить обе версии в производство, и если успеем, то на Женевском автосалоне они будут стоять вместе на подиуме. Поверьте, это стратегическое решение, и, как правило, разрешается в самый последний момент. Мы хотим, чтобы каждый дилер получил хотя бы два автомобиля для начала. А если посчитать, то только в Чехии у нас есть 200 дилеров, а что говорить о других странах.

— Как Вы можете оценить успех предыдущих поколений Шкоды Фабии?

— Для меня, они были успешными. В конце концов, начиная с 1999 года, было продано около 3,5 млн. копий этой модели. Первое поколение было, для меня лично, большой неожиданностью, можно согласиться, что оно был очень успешным. Kombi стал доминантой сегмента, и даже после стольких лет, выглядит достойно и на текущий момент. Дирк ван Брекель и его команда сделали действительно хорошую работу.

Второе поколение предложило много смелых решений в дизайне, это был большой шаг для компании. На этой модели компания испытала отличный от основного окрас крыши. Те проблемы, которые возникали у модели, относились в основном к универсалу, а хетчбек стал очень популярным. Это подтверждают и многие его владельцы, не только я. Что касается привлекательности, это был хороший выстрел.

— Планируете ли вы выпускать Fabia RS?

— Пока нет. Спортивная версия RS во втором поколении была популярна только в Англии, в связи с этим затраты на её производство не окупаются. Но в третьем поколении Fabia, мы делаем ставку на спецверсию Монте-Карло, которая появится на рынке в самое ближайшее время и будет гораздо более доступной, нежели RS. А что бы достойно её заменить, мы установим спортивные сиденья и рулевое колесо со скошенным ободом, а так же у неё будет видоизменена оптика.

Предлагаемое множество различных вариантов Фабия, напоминает что-то вроде конструктора Лего от компании Шкода, где Вы сами можете «собрать» под себя автомобиль.

— Вы помните, как выглядел Ваш самый первый проект обновленной Фабии?

— Работы над Fabia 3 начались около четырех лет назад. Это был чрезвычайно интенсивный процесс, но если нужно было что-то изменить, мы сразу вспоминали о том, что это серийный автомобиль и чем чреваты наши резкие решения. Fabia является именно такой, которой мы хотели её сделать. Лично мне нравится версия Combi, но не потому, что это производная кузова хетчбека, а весьма своеобразный и привлекательный автомобиль.

— Вы можете рассказать, кто еще из дизайнеров и сколько их принимало участие в разработке новой Fabia?

— Мы являемся международной командой, которая состоит из примерно семидесяти человек двадцати разных национальностей. Вероятно, большую часть работы над новым Fabia сделал Петр Матушинец, чрезвычайно талантливый чешский дизайнер. Среди нас так же был алжирец, а польские дизайнеры очень много помогли в дизайне интерьера и цветовой гаммы.

 

Комментарии закрыты.